мистико-приключенческий триллер Продолжительность: 87 США - Австралия 2002 Режиссер: Стив Бек Продюсер: Джоел Сильвер,
Роб Земекис, Гилберт Адлер Сценарий: Марк Хэнлон, Джон Пок В ролях: Джулианн Маргулис, Гэбриел Бирн, Рон
Элдард, Десмонд Харрингтон, Эмили Броунинг и др.
Музыка: Джон Фриззелл Оператор: Грэйл Тэттерсэлл
04.09.2003
После того залпа критических статей, что обрушился на этот фильм в
Сети, в особенности после уничтожающей сатиры Экслера, как-то даже
бессмысленно писать собственную рецензию. Я и не стал бы - "Корабль...",
действительно, мало чем интересен: уныло стандартен в драматургическом
отношении, вяло разыгран актерами, третичен в плане киношных находок,
банален и навязчив в системе отсылок (от обязательных "Сияния" и
"Чужого" до непременных "Куба" и "Звонка"), так что не тянет даже не
мастерский коллаж... Не стал бы, но дело в том, что, как это ни странно,
я смотрел его с интересом, может быть, даже и с некоторым удовольствием.
Причина этого интереса и удовольствия, вероятнее всего, в том, что
"Корабль-призрак" достаточно лаконичен и безусловно динамичен. Когда
авторам достаточно стандартных полутора часов для того чтобы более-менее
связно рассказать историю современного "Летучего Голландца" (пусть лишив
ее романтической таинственности, зато не обделив саспенсом триллера,
развертывающегося в "запертой комнате", и - в некоторой степени -
драйвом боевика), их продукт, как правило, хорошо смотрится, хотя и
плохо оценивается критиками.
Все так: ничего нового, и тем не менее не скучно. Все так: критикам
нечего сказать, однако же многотысячный юный зритель заплатил и
посмотрел. В две предыдущие фразы, между прочим, укладывается
политическая экономия Голливуда. Именно поэтому он, Голливуд, не
переваривает явлений недюжинных, зато звезд поглощает в изобилии, как
Степан Аркадьевич Облонский - устриц... Так что какой смысл в творческих
мучениях - критики приходят и уходят, а зритель и попкорн есть и должен
быть всегда.
А про что фильм? Да ни про что, в общем-то. Шестерка морских то ли
спасателей, то ли - что вернее - кладоискателей получает наводку от
летчика: мол, в нейтральных водах между Россией и США (у семи нянек?..)
он засек странный, явно потерпевший аварию и неуправляемый лайнер 60-х
гг. ХХ в. - это ж какая возхможная прибыль!..
Вынудив сорвиголов взять его в экспедицию, парень приводит
старателей к своего рода "запертой комнате", или преддверию ада, а сам
оказывается подручным дьявола, собирающим для князя тьмы грешные
заблудшие души. Дальнейшее - страшилки в духе вышеперечисленных
образчиков, к которым смело можно прибавлять байки их всех возможных
склепов, но только те из них, что лишены юмора и оригинальных сюжетных
поворотов. Центральный эпизод фильма - сцена с рассечением десятков тел
сорвавшимся стальным канатом - впечатляет, хоть и на самом деле
вторичен, однако вторичность эта как бы притушевывается двукратным
повторением эпизода в начале и в середине картины, причем во второй раз
он имеет толковое продолжение в духе уже скорее не ужастиков, а
кэмероновского "Титаника".
Одним словом, коротенькая безделка эта вполне способна в течение
полутора часов удерживать у экрана подростков, а то, что умница Алекс
Экслер и другие воспитанные не на попсе критики будут браниться, может
быть, даже и входило в расчет господ продюсеров.