молодежное кино
Продолжительность: 84 Россия 2001 Режиссер: Д. Евстигнеев Продюсер: К. Эрнст, Д.
Евстигнеев Сценарий: В ролях: К. Малов, А. Новиков, Е. Цыганов, Т. Приходько и др.
Музыка: С.В. Рахманинова, Дж. Верди, Чичериной и др. Оператор: И. Кальянов
18.11.2003
Молодые люди всегда хотят уверить весь мир в том, что они -
особенные, что до них ничего подобного их творчеству на свете не бывало.
На самом же деле жанр молодежной эротической мелодрамы, или, пусть,
трагикомедии, в котором Денис Евстигнеев делал свой второй фильм (первым
была весьма посредственная криминальная мелодрама "Мама"), столь же
древен, как само искусство. "Дафнис и Хлоя", например, древнего грека
Лонга - чем не эротическая, чем не авантюрно-комическая, чем не
молодежная мелодрама? А ранние фильмы Годара, те же, скажем, "На
последнем дыхании" или "Безумный Пьеро", что, не молодежные
трагикомедии, скажете? Да и вот Тарантино совсем недавно...
Это я всё не к тому, что Евстигнеев снял плохое кино, совсем нет,
это я по поводу не устающей восторгаться им критики. Фильм как фильм,
матерщиный и расхристанный, как сейчас модно и можно, откровенно идущий
вслед соловьевскому "Нежному возрасту", при этом проигрывая ему на
каждом шагу: и в плане драматургии, и психологии, и в плане
исторического зрения, и актерских дарований. Я уж не говорю о работе
оператора и, особенно, о музыкальном оформлении. Как-то, знаете ли,
Чичерина с Рахманиновым не увязываются, даже на уровне молодежной
эклектики. Короче, фильм и фильм. Посредственный, как "Мама".
Хотя замах, разумеется, был. Я бы даже сказал, Наполеоновский был
замах - на посттарантиновское и постсоветское разом полотно на вечные
философские темы любви и смерти. Так сказать, сильна, как смерть... А
что сильнее смерти, дорогой читатель? Правильно, любовь. Прикол в том,
что в евстигнеевской версии получается не любовь, а, извините, трах.
Вот и мыкается недотёпистый студентик - главный герой фильма - в
поисках, с кем бы. А параллельно из постели в постель полубардачной
общаги перескакивают его более удачливые кореша. После чего со всей
искренностью выдают дурачку полезные советы. Героини, точнее, персонажи
без юбок - все как одна... Ну, вы понимаете, что я хотел сказать. А еще
параллельно одной из них надоело это дело без штампа в паспорте, так что
решила она, бедная и влюбленная в общажного кобелька, выйти замуж. И
вышла - за старого бандита. Но тут (любовь оказывается сильнее смерти)
является предмет ее страсти и прямо на чужой свадьбе, опять же пардон, в
сортире... В общем, изметелили бандитовы братки парнишку. И, по-моему,
правильно сделали: раньше надо было думать, а после драки чего ж
кулаками размахивать - оно и в глаз можно получить. Бедную же невесту
вообще пришили. Это хоть и лишнее, но для трагикомедии самый раз - не
зря же она все-таки "траги". И оказывается (интересно, по замыслу
режиссера, или по воле сопромата?), что сильнее все-таки смерть. Чего
сильнее? Опять-таки траха. Потому как не любовь это: ни с его, ни с ее
стороны. И никогда любовью не было. А что ж тогда любовь, и где она?
Любовь (зовут Мариной, трудится на благо лаборанткой в
судмедэкспертизе, любовно определяя, какого пола твой размазанный по
асфальту сосед), любовь, значит, вся такая толстоморденькая, как
свинарка без пастуха, в распущенных рыжих космах и конопушках, уже к
середине картины садится на подоконник (этаже этак на седьмом), жует,
Ева, яблоко и ждет суженого. Суженый - тот самый недотепа, главный герой
евстигнеевской картины, в этот момент находится на крыше ее дома,
пытаясь заработать физтрудом (окраской проржавевшей кровли) на
проститутку, дабы расстаться с ненавистной девственностью. В финальном
кадре они, понятное дело, радостно целуются: дорвались. Расставание с
девственностью с истинно голливудской (то ж советской) целомудренностью
остается за кадром, хотя за час двадцать столько уж наговорено и
напоказано, что какая там целомудренность!.. Впрочем... что ж это я! -
вот же она, та любовь, что сильнее смерти. Ловите ее, молодежные
зрители, хавайте, сколько унесете.
А так, вообще, - фильм и фильм. Молодежный. (Если больше нечего
сказать - всегда говорите: молодежный.) И юноша, главную роль
исполнявший, наверное, станет актером: глазки у него славненькие,
грустные такие. Как у Дафниса без Хлои.
Вернемся к началу: молодые люди всегда хотят уверить... В чем? Что,
в конечном счете, хотел сказать Евстигнеев, зачем снимал очередную
чернуху? Объясните, пожалуйста, кто понимает.
В. Распопин
2. Пара слов в защиту секса и молодежного кино,
или полемическое дополнение к рецензии Виктора Распопина
Не стану отрицать, "Займемся любовью" - фильм прежде всего о проблемах юношеской сексуальности. Но все же, во-вторых - он о любви. И только в-третьих - о смерти. Смерть в фильме - даже не смерть, а отсутствие человека в жизни: "будем думать, что ее выгнали из института, и она уехала домой". Так что нужно ли говорить о смерти в контексте данного сюжета? А вот о любви и сексе поговорить стОит.
К сожалению, фильм действительно молодежный, и смотреть его будет именно молодежь; среднее и старшее поколение отпугнет не вполне нормативная лексика и возмутительное - на пуританский взгляд "middle-age" человека - отношение молодежи к "чести", "чистоте", "невинности" и такому священному занятию, как "любовь". Опять же к сожалению, молодежь (да и не только она) часто не видит разницы между терминами "заняться сексом" и "заняться любовью". А разница - огромная, и фильм, собственно, об этом. Увы, современность такова, что именно физиологической стороне любви (в народе - сексу) уделяется наибольшее внимание. СМИ куда больше говорят о надежной контрацепции, чем об этических и психологических проблемах отношений между юными созданиями. И к девственности относятся исключительно как к обузе. И никуда от этого не деться. И фильм об этом. Но это не поощряется авторами, а осуждается и предлагается альтернатива: к физиологии через дружбу и эмоциональный контакт. К тому же физиологичность - язык нового поколения. Фильм пытается говорить о любви на языке, понятном каждому. Вопрос, насколько внятно и членораздельно получилось сказать? Если смотреть картину невнимательно, действительно можно принять секс за любовь и наоборот. И это грустно, потому как некую воспитательную функцию фильм на себя возлагает.
Лейтмотив картины - различение "просто так" и "серьезно". Увы, героев, у которых "это" серьезно, зрителю не показывают, но явно есть надежда на то, что у главных героев - Тюленя и Марины - все будет иначе. Во-первых, потому, что у них взгляд все же несколько обезображен интеллектом, - не в пример остальным персонажам - а кто будет отрицать, что возвышенная радость любви (ЛЮБОВИ) доступна людям духовно и эмоционально развитым, в отличие от просто секса. О котором, увы, талдычится на протяжении практически всего фильма. И вовсе не радостно они в финале целуются - не "дорвались", а встретили посреди всеобщего бардака, разврата и распущенности нравов НОРМАЛЬНОГО человека, с которым можно просто поговорить.
Между прочим, героя, у которого на уме один секс и никакой любви (хотя это еще вопрос: не любят тех, кто тебе безразличен, а если закатываешь истерики на поточную аудиторию, то это не просто секс, а все-таки нечто большее), жизнь жестоко наказывает. Так что, вроде бы, то, что хотели сказать сценарист и режиссер, понятно. А ежели хотите любовь без секса, то - "Вам и не снилось". Кстати, современные трактовщики "Ромео и Джульетты" склонны к точке зрения, что секс между несчастными влюбленными имел место быть, хотя и знакомы они были всего-ничего.
В общем, кто не поймет, что "Займемся любовью" - о любви - тот на любовь и не способен. А кто способен - тот, хочется надеяться, поймет. Ну, не шедевр, конечно, зато музыкальное оформление дивное, и актеры юные и обаятельные.
Между прочим, на кинофестивале "Бригантина - 2002" (Украина) фильм "Займемся любовью" получил премии в следующих номинациях:
"Лучший фильм"
"Лучшая режиссерская работа"
"Лучший дебют" (Кирилл Малов)
Приз зрительских симпатий.
А на "Кинотавре" того же года - премию "Лучшая мужская роль второго плана" (Андрей Новиков, Евгений Цыганов) и специальный приз жюри.