Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





НЕСЛУЖЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

военная драма / драматический боевик
Продолжительность: 93
Россия 2004
Режиссер: Виталий Воробьёв
Продюсер: Сергей Кучков
Сценарий: Сергей Сергеев, Вера Фёдорова, Сергей Кучков, Виталий Воробьёв (по произведениям Андрея Сербы),
В ролях: Павел Майков, Михаил Присмотров, Василий Слесаренко, Сергей Потапов, Александр Сериков, Игорь Марычев, Тимур Савин, Михаил Васьков, Алексей Ильин, Николай Карпенко, Екатерина Масловская.
Музыка: Алексей Карпов
Оператор: Сергей Бондарев


28.12.2004

1945 год, Чехия. Германия уже подписала капитуляцию, война закончена, но не для всех. Крупный отряд нацистов, предводительствуемый важным генералом, пытается прорваться к союзникам, чтобы выкупить жизни посредством неких секретных документов. Зачищающие чешские леса советские разведчики обнаруживают врага и, не обладая достаточным количеством бойцов, обращаются за помощью к командиру казачьего соединения, расквартированного неподалёку.

Далее начинается история, одновременно похожая на ту, что рассказана в повестях Э. Казакевича «Звезда» и Б. Васильева «А зори здесь тихие», точнее в их экранизациях. От «Звезды» - подвиг обречённых разведчиков, от «Зорь» - лесной антураж. Финал картины сильно напоминает сразу все отечественные ленты о войне, особенно же фильм «Два бойца». Всё сказанное, однако, не слишком не умаляет «Неслужебное задание», добротное, в общем (но и не более того, конечно), патриотическое кино, в котором наши парни отдают долг памяти отцам и дедам, слегка оглядываясь на то, как это принято делать в Голливуде.

Хорош, колоритен в исполнении Павла Майкова герой без страха и упрёка Андрей Серба (кстати, автор конкретно не названных произведений, по мотивам которых снят фильм), боец-фокусник с казацким кудрявым чубом, залихватски выбивающимся из-под фуражки. Хорош, но порой сам забывает и нас заставляет забыть о прототипах его героя от Шолохова и Твардовского и слишком делается похож уж не на Нагульнова и Тёркина, а на какого-нибудь вестернообразного Джона Уэйна. Недурён и старлей Михаила Присмотрова – смурной малость сибиряк, взваливший на себя ответственность не только за своих, но, как представляется поначалу, за полусвоих, ведь что ни говори, а казачки-то – какие-то они несерьёзные ребята, не к месту лихачествующие да кокетничающие своими умениями. Ну и вот, в ходе фильма предстоит сибиряку понять, что казак – именно свой и именно разведчик-профи, может, круче профи, чем сам старлей. Отсюда и мораль – не суди по одёжке, отсюда и воспоминание о «Двух бойцах».

Дорого продадут свои жизни казаки, но ещё дороже – сибиряк-разведчик. В живых останется один Серба. На то и рассказчик. А задание горстка советских бойцов, конечно, выполнит. Тут бы и закруглиться, да мешает одно обстоятельство. Дело в том, что фильм, рассказывающий о противостоянии горстки советских воинов намного превосходящему её численностью нацистскому отряду, по сути, никого толком, кроме Сербы и сибиряка, «в лица необщем выраженье» не показывает. А двое отнюдь не горстка. И если гибель необстрелянного мальчишки радиста ещё более-менее запоминается, то как отдали свои жизни рядовые казаки через два-три дня после просмотра фильма уже не вспомнишь. А вот гибель каждой девочки из «Зорь» Ростоцкого помнится и спустя два десятка лет. Сие сказано в упрёк четырём (!!) драматургам, работавшим над тем, чтобы сделать из «произведений» Андрея Сербы фильм Виталия Воробьёва, да и самому Воробьёву, увлекающемуся приключениями в ущерб психологии, тоже.

В общем, кажется, могло быть лучше. Но и так неплохо. А ведь жаль, что только неплохо, материал-то был многообещающий.

Рецензия: В. Распопин