Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




РЕБЕККА (REBECCA)

псевдоготическая мелодрама с элементами детектива
Продолжительность: 130
США 1940
Режиссер: Альфред Хичкок
Продюсер: Дэвид Селзник
Сценарий: Роберт Шервуд, Джоан Харрисон (по роману Дафны Дюморье)
В ролях: Лоуренс Оливье, Джоан Фонтейн, Джордж Сандерс, Джудит Андерсон, Найджел Брюс, Глэдис Купер, Реджинальд Денни, Филип Уинтер, Флоренс Бейтс и др.
Музыка: Франц Ваксман
Оператор: Джордж Барнс


21.12.2004

Бедная сирота, обслуживающая богатую пожилую американку, от скуки путешествующую по Европе, знакомится со средних лет английским аристократом, едва ли не из рода Бэкингемов, неожиданно становится объектом его пристального внимания, а спустя несколько дней и законной женой. Войдя в дом супруга, эта новоявленная Золушка с трудом осваивается с новой непривычной жизнью, осложнённой эксцентричным характером мужа и многочисленными странностями других обитателей, скрывающих, разумеется, страшную тайну, которую героине предстоит раскрыть...

Роман Дафны Дюморье "Ребекка" почитается классическим в жанре "новой готики". Одновременно это действительно качественная беллетристика начала ХХ века, во многом предвосхищающая основные приёмы постмодернизма и, в частности, роман "Степной волк" Германа Гессе. Во всяком случае, книжка в постмодернистком ключе переосмысливает женскую драму в духе Жорж Санд и британских писательниц конца XVIII - XIX вв. Дюморье умело, занимательно и, что называется, со значением (то бишь социально-критическим смыслом) строит полижанровый текст о приключениях новой Джейн Эйр на стыке детектива, триллера, мелодрамы, готической истории и феминистского романа.

Что делает с её текстом Хичкок? Во-первых, сохраняя мелодраматический и детективный характер романа, едва ли не вовсе исключает из экранизации "напряжённое ожидание" - собственно триллер, во-вторых, с той же решительностью избавляется и от готики, то бишь мистики (остающейся лишь в эпизодической фигуре домоправительницы), и от феминизма. Его картина - это мягкая, чуть ироничная история современной Золушки, пытающейся понять загадку, трагедию, словом, внутренний мир своего много старшего её "принца".

Несмотря на то, что Джоан Фонтейн за эту роль получила "Оскара", а равно и на то, что "Ребекка" - роман женский и женщине посвящённый, фильм Хичкока прежде всего рассказывает о мужчине. Возможно, это получилось и не совсем по воле автора. Скорее всего, гениальный Лоуренс Оливье просто переиграл Фонтейн, что, согласитесь, великому европейскому актёру и режиссёру в соперничестве с заурядной, в общем-то, голливудской блондинкой особого труда не составило.

Тем не менее и Фонтейн здесь совсем недурна, развивает робкую любовь своей преданной простушки от начала до конца по нарастающей, нигде не сбиваясь в излишний "красоткин" мелодраматизм.

Однако любовная история в картине Хичкока - не главное. Главное то, как она совмещается с историей детективной, как постепенно перерастает в детектив, а в самом финале гуманистически разрешает его. А ещё, как и всегда в хичкоковских лентах, хороши второстепенные линии и лица. Собственно, именно продуманные аксессуары (точно подобранные актёры на роли второго и третьего планов, жёсткая драматургия, исключающая из литературного первоисточника всё, что не может быть переведено на язык кино, насыщенная картинка, детально показывающая место и время действия, тревожная симфоническая музыка, контрастирующая с неизменной иронией, а то и добродушным юмором, с каким смотрит на мир и человека автор) и выделяют фильмы Альфреда Хичкока (до сих пор!) из общего ряда любовно-криминальных кинематографических историй. А лучше бы сказать - не выделяют, но отделяют.

"Ребекка" - первый американский фильм Хичкока. Он понравился и зрителям, и академикам. Заслуженно награждённый "Оскаром" как лучший фильм года, он и сегодня смотрится с неослабевающим интересом. Но сегодня мы, конечно, смотрим его иначе, не столько, пожалуй, следя за развитием сюжета, сколько неизбежно сравнивая замечательную психологическую мелодраму старого мастера с современной продукцией, многочисленными "красотками" и пугалками-вопилками, от которых уже назавтра в памяти ничего не остаётся, потому, прежде всего, что в них нет главного - живого, страдающего и смеющегося человека. А Хичкок (в отличие от тех, кого считают или кто сам себя считает его учениками, того же, например женолюбивого (но уж никак не человеколюбивого) Романа Поланского) человека любил и знал, щадил и, судя по всему, верил в него. Именно этим объясняется его добродушная усмешка по поводу наших мелких и крупных злодейств, о которых (но только на поверхностном уровне) велкий режиссёр неустанно рассказывал на протяжении полувека. И в итоге рассказал так, как никому больше не удастся.

Рецензия: В. Распопин