Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ШИZА (SCHIZO)

криминальная драма
Продолжительность: 83
Казахстан 2004
Режиссер: Гука Омарова
Продюсер: Сергей Бодров-ст., Сергей Сельянов, Сергей Азимов
Сценарий: Сергей Бодров-ст., Гука Омарова
В ролях: Олжас Нусуппаев, Эдуард Табишев, Ольга Ландина, Нуртай Канагат, Бахытбек Баймуханбетов, Виктор Сухоруков, Гульнара Ералиева и др.
Музыка: SIG
Оператор: Касынбек Кадыралиев


08.12.2004

Вчерашний, слегка ушибленный на голову, но, в общем, и неглупый и не лишённый сострадания к окружающим подросток из неблагополучной казахской семьи рассказывает историю совершённого им преступления. Будучи втянут молодым любовником матери в нелегальный бизнес, связанный с проведением подпольных кулачных боёв без правил и сразу же оказавшись свидетелем гибели одного из участников, герой по прозвищу "Шиза" взваливает на себя ответственность за малолетнего сына погибшего да и за его хромоногую содержанку тоже. Что толкнуло его на этот шаг - способность ли к состраданию, полудетская ли влюблённость в прозябающую в провинциальной глуши молодую некрасивую женщину - каждый может толковать по-своему, но дальнейшие события картины, лоб в лоб сталкивающие совестливого героя с миром, в котором понятие сострадания отсутствует напрочь, сохраняясь лишь в таких же, как он сам, отверженных (читай - в обычных, еле-еле сводящих концы с концами постсоветских гражданах), в принципе, разночтений не предполагают. Герой совершает вынужденное ограбление и убийство, чтобы освободить себя, мать, ставших близкими чужую подругу и чужого ребёнка, и пускается в бега без гроша в кармане, поскольку оставляет им все награбленные деньги.

Разумеется, нельзя раскрывать всех сюжетных ходов нового фильма. Я и не стану делать этого, прежде всего потому, что картина, несмотря на некоторую чернушность её, мне, в общем, понравилась. Она сделана на жанровом пограничье криминальной драмы, мелодрамы и, условно говоря, романа воспитания с элементами пикарески, причём сделана автором культурным, поскольку ненавязчиво цитирует и Тарковского (в частности, пролог к "Зеркалу"), и голливудские спортивные боевики, и в ещё большей мере балабановского "Брата", аурой же напоминает более всего "Облако-рай" Н. Досталя.

Работы актёров, занятых во второстепенных ролях, весьма убедительны, особенно хорош Виктор Сухоруков, сыгравший местечкового врача, человека незлого и в целом неплохого, но с лёгкостью берущего оплату натуральным продуктом (за неимением у больных дненг) и чрезвычайно заботящегося о собственном здоровье. Что же касается Олжаса Нусуппаева и Ольги Ландиной - они запоминаются надолго. Быть может, Ландина и копирует отчасти свою хромоножку с образа Аси Клячиной, созданного в одноимённом фильме А. Кончаловского Ией Саввиной, однако безусловно вносит в характер униженной и оскорблённой постсоветского времени резкие своеобразные акценты. В тонкой, вдумчивой работе юного О. Нусуппаева также прочитывается ученичество у С. Бодрова-младшего, поскольку образ его кое в чём повторяет образ Данилы Багрова.

Лично мне больше всех остальных понравился маленький мальчик в роли сироты - столько в его печальном взоре, во всей его щуплой фигурке обречённости, столько недетского всепонимания и трагической иронии, столько взрослого в этом при иных обстоятельствах подвижном и любознательном ребёнке, что никакой другой социальной критики фильму Г. Омаровой уже и не надо. Это вот и есть та самая вечная слезинка ребёнка, о которой писал Достоевский и которую Россия (сдаётся теперь, намеренно) забалтывала и продолжает забалтывать в бездарном думском краснобайстве.

Что ж, хороший (в особенности если принять во внимание, что режиссёр дебютирует в кинематографе), серьёзный, глубокий и ко всему прочему очень короткий (что не мешает ему быть драматургически убедительным) фильм, пусть в социальном смысле и глубоко пессимистичный, но веру в человека всё же сохраняющий, а стало быть позволяющий если не увидеть, то хотя бы вообразить и свет в конце тоннеля, по которому все мы, простые люди бывшей великой страны, спотыкаясь, и движемся вот уже почти два десятилетия, ведомые верой ли, надеждой - Бог весть, но - движемся и, судя по тому, что среди наших спутников появляются время от времени такие вот авторы и герои, идём мы покуда не как рабы или зомби, а как живые мыслящие существа. Что вселяет надежду - дойдём и утрём слёзы сиротам.

Рецензия: В. Распопин