криминальная драма Продолжительность: 83 Казахстан 2004 Режиссер: Гука Омарова Продюсер: Сергей Бодров-ст.,
Сергей Сельянов, Сергей Азимов Сценарий: Сергей Бодров-ст., Гука Омарова В ролях: Олжас Нусуппаев, Эдуард Табишев,
Ольга Ландина, Нуртай Канагат, Бахытбек Баймуханбетов, Виктор Сухоруков,
Гульнара Ералиева и др. Музыка: SIG Оператор: Касынбек Кадыралиев
08.12.2004
Вчерашний, слегка ушибленный на голову, но, в общем, и неглупый и
не лишённый сострадания к окружающим подросток из неблагополучной
казахской семьи рассказывает историю совершённого им преступления.
Будучи втянут молодым любовником матери в нелегальный бизнес, связанный
с проведением подпольных кулачных боёв без правил и сразу же оказавшись
свидетелем гибели одного из участников, герой по прозвищу "Шиза"
взваливает на себя ответственность за малолетнего сына погибшего да и за
его хромоногую содержанку тоже. Что толкнуло его на этот шаг -
способность ли к состраданию, полудетская ли влюблённость в прозябающую
в провинциальной глуши молодую некрасивую женщину - каждый может
толковать по-своему, но дальнейшие события картины, лоб в лоб
сталкивающие совестливого героя с миром, в котором понятие сострадания
отсутствует напрочь, сохраняясь лишь в таких же, как он сам, отверженных
(читай - в обычных, еле-еле сводящих концы с концами постсоветских
гражданах), в принципе, разночтений не предполагают. Герой совершает
вынужденное ограбление и убийство, чтобы освободить себя, мать, ставших
близкими чужую подругу и чужого ребёнка, и пускается в бега без гроша в
кармане, поскольку оставляет им все награбленные деньги.
Разумеется, нельзя раскрывать всех сюжетных ходов нового фильма. Я
и не стану делать этого, прежде всего потому, что картина, несмотря на
некоторую чернушность её, мне, в общем, понравилась. Она сделана на
жанровом пограничье криминальной драмы, мелодрамы и, условно говоря,
романа воспитания с элементами пикарески, причём сделана автором
культурным, поскольку ненавязчиво цитирует и Тарковского (в частности,
пролог к "Зеркалу"), и голливудские спортивные боевики, и в ещё большей
мере балабановского "Брата", аурой же напоминает более всего
"Облако-рай" Н. Досталя.
Работы актёров, занятых во второстепенных ролях, весьма
убедительны, особенно хорош Виктор Сухоруков, сыгравший местечкового
врача, человека незлого и в целом неплохого, но с лёгкостью берущего
оплату натуральным продуктом (за неимением у больных дненг) и
чрезвычайно заботящегося о собственном здоровье. Что же касается Олжаса
Нусуппаева и Ольги Ландиной - они запоминаются надолго. Быть может,
Ландина и копирует отчасти свою хромоножку с образа Аси Клячиной,
созданного в одноимённом фильме А. Кончаловского Ией Саввиной, однако
безусловно вносит в характер униженной и оскорблённой постсоветского
времени резкие своеобразные акценты. В тонкой, вдумчивой работе юного О.
Нусуппаева также прочитывается ученичество у С. Бодрова-младшего,
поскольку образ его кое в чём повторяет образ Данилы Багрова.
Лично мне больше всех остальных понравился маленький мальчик в роли
сироты - столько в его печальном взоре, во всей его щуплой фигурке
обречённости, столько недетского всепонимания и трагической иронии,
столько взрослого в этом при иных обстоятельствах подвижном и
любознательном ребёнке, что никакой другой социальной критики фильму Г.
Омаровой уже и не надо. Это вот и есть та самая вечная слезинка ребёнка,
о которой писал Достоевский и которую Россия (сдаётся теперь, намеренно)
забалтывала и продолжает забалтывать в бездарном думском краснобайстве.
Что ж, хороший (в особенности если принять во внимание, что
режиссёр дебютирует в кинематографе), серьёзный, глубокий и ко всему
прочему очень короткий (что не мешает ему быть драматургически
убедительным) фильм, пусть в социальном смысле и глубоко пессимистичный,
но веру в человека всё же сохраняющий, а стало быть позволяющий если не
увидеть, то хотя бы вообразить и свет в конце тоннеля, по которому все
мы, простые люди бывшей великой страны, спотыкаясь, и движемся вот уже
почти два десятилетия, ведомые верой ли, надеждой - Бог весть, но -
движемся и, судя по тому, что среди наших спутников появляются время от
времени такие вот авторы и герои, идём мы покуда не как рабы или зомби,
а как живые мыслящие существа. Что вселяет надежду - дойдём и утрём
слёзы сиротам.