Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ФОРТ АЛАМО (THE ALAMO)

историческая драма
Продолжительность: 134
США 2004
Режиссер: Джон Ли Хэнкок
Продюсер: Брайан Грэйзер, Рон Хауард, Марк Джонсон
Сценарий: Лесли Боэм, Стивен Гэгэн, Джон Ли Хэнкок
В ролях: Деннис Куэйд, Билли Боб Торнтон, Джейсон Патрик, Патрик Уилсон, Хорди Молла, Эмилио Эчеверриа, Леон Риппи и др.
Музыка: Картер Бёрвелл
Оператор: Дин Сэмлер


10.11.2004

Прежде чем рассказывать собственно о фильме, следует дать хотя бы короткую историческую справку, ибо битва за форт Аламо - событие для американской истории знаковое, символичное и, мягко говоря, неоднозначное.

Само здание форта на том месте, где сейчас в штате Техас стоит город Сан-Антонио, было возведено испанскими колонистами в XVIII веке. Тогда это была церковь и прилегающие жилые здания для миссии. Фортом местечко стало в начале следующего столетия, когда его занял испанский гарнизон, пришедший из города Аламо де Паррас и, естественно, нарекший местечко в честь родных пенат. Столь же естественно местечку, выстроенному для религиозных отправлений, скоро пришлось укрепляться и обращаться в форт, ведь в разгоревшейся войне Мексики с Испанией за независимость оно оказалось выгодной стратегической точкой для обеих сторон. В войне, как мы знаем, победила Мексика, однако праздновать победу ей толком не пришлось, поскольку американские плантаторы, не желая делиться лакомым куском, провозгласили Техас, так сказать, собственной независимой республикой и в конце 1835 года выбили мексиканцев за пределы отвоёванной ими территории, соответственно заняв и хорошо укреплённый форт Аламо.

В начале 1836 года мексиканцы попытались отвоевать своё, направив на осаду форта армию, возглавляемую генералом и аристократом Антонио Лопесом де Санта Анна. Техасцы, количеством около полутора сотен, охранявших и населявших местечко, отказались покинуть форт, надеясь на Бога и возможную помощь новоявленной республики. Политические игры и наполеоновские замашки будущего губернатора Техаса Сэма Хьюстона, который легко мог бы справиться с Санта Анной (и в конечном итоге справился, в открытом бою разгромив его армию за 18 минут), но предпочёл бесконечно выжидать, привели к тому, что на помощь к защитникам Аламо присоединились только 32 добровольца, конечно же, как один полегшие вместе со всем гарнизоном в течение тех тринадцати дней, что мексиканский генерал осаждал Аламо.

Торжество мексиканцев, однако, оказалась кратковременным, а победа над осаждённым техасским гарнизоном пирровой. Мужество и поголовная гибель защитников форта оказались той необходимой искрой, что разожгла пламя борьбы с мексиканскими войсками уже по всему Техасу... Спустя девять лет он вошёл в состав США.

Разумеется, история историей, а художественный текст строится на человеческих конфликтах. В этом плане для создателей картины, казалось бы, не было проблем, поскольку среди реальных защитников Аламо находились такие легендарные личности, как знаменитый траппер и бывший конгрессмен Дэвид Крокетт, не менее знаменитый фехтовальщик на кинжалах Джим Боуи, во время осады умирающий от чахотки, но не пошатнувшийся духом, мужественный и молодой летами подполковник Уильям Трэвис... Впрочем, так лишь казалось. Дело в том, что все эти люди в реальности, конечно, не были святыми, преследовали не только и не столько национальные, сколько прежде всего собственные интересы, и понятно, что если рассказывать о них правду, даже хотя бы только часть правды, то зрелища для всех и одновременно наглядного пособия для школьников никак не вылепишь. К тому же ну очень хотелось, видимо, в новом проекте избежать стандартной «джон-уэйновщины» (фильм последнего, снятый в 60-м, был уж слишком приторным). Отсюда - долгая и типичная история блуждания проекта с поисками всех устраивающих сценаристов, согласиями и отказами звёзд, раздуванием бюджета и прочими рифами большого кино.

Что же получилось в итоге?

Получилась голливудская «американская трагедия», то бишь костюмно-батальная, читай - героическая драма, не слишком сильная, не слишком оригинальная, балансирующая между вестерном больше в духе Серджо Леоне, но без присущей тому иронии, и историческим боевиком о праведной гибели неправедных в прошлом людей, которые искупают свои грехи, оказавшись в «момент истины» в нужном месте. Фильм дорогой, разумеется, качественно снятый и озвученный несколько заунывной, но и впечатляющей музыкой К. Бёрвелла, фильм длинный, в примерно часовой экспозиции несколько штрихообразно рассказывающий предыстории основных персонажей, наконец, фильм не вовсе скучный, что само по себе в голливудских исторических колоссах случается нечасто (вспомним, например, предыдущий вялый блокбастер студии Диснея «Пёрл-Харбор»). Это всё, стало быть, большой плюс режиссёру и сценаристам.

Что касается актёрских работ, они - запоминаются. Конечно, не все, конечно, глубокого психологизма ждать ни от кого из исполнителей не нужно - мы имеем дело с голливудским материалом, но тем не менее... Пусть Боуи в исполнении Джейсона Патрика сильно смахивает на килмеровского персонажа из «Тумбстоуна», он всё-таки мужествен и героичен, пусть Трэвис в лице Патрика Уилсона для российского зрителя повторяет работу Серебрякова в «Штрафбате» - столь же статичен, он всё же из кремнёвой породы жертвенных героев, пусть Санта Анна Эчеверриа словно бы вышел из всех на свете предыдущих фильмов, где есть напыщенный антигерой-аристократ, он хотя бы темпераментен. Интереснее всех Билли Боб Торнтон - вообще очень сильный и несомненно умный драматический актёр, к тому же прошедший школу нетипичных для Голливуда режиссёров Коэнов. Герой поневоле, его Крокетт сочетает черты всем известного американского авантюриста, эдакого артиста на вольном воздухе, но в то же время и человека, не лишённого благородства, чем-то похожего на куперовского Натти Бампо.

Увы, персонаж, который по идее должен был бы стать самым интересным в фильме, политик и военачальник Сэм Хьюстон, драматургически не прописан, а в невыразительном исполнении Денниса Куэйда вообще теряется в массовке.

Общее впечатление от картины, таким образом, сложилось у меня неплохое, но и двойственное: вроде бы в ней есть место исторической правде о трагической иронии суровой реальности, есть эскизы характеров, есть подвиг, но, с другой стороны, марка «Сделано в Голливуде» всё же торчит на самом видном месте: люди погибают за дело, которое почитают (или уверяют в том нас и самих себя) праведным, в то время, как ни сами они не праведны, ни тем более - подвиг их, если помнить, что вся эта «священная война» - не что иное, как грызня бандитов за лакомый кусок на исторической стадии, предшествующей первоначальному накоплению капитала. Но люди-то, пусть и не имеющие по-настоящему оригинальных физиономий, всё-таки жертвуют собой - и вот ты уже и проникаешься к ним сочувствием. Стало быть, Дж. Ли Хэнкок со товарищи задачу выполнили: и волки (техасские патриоты, критики, массовый зритель, а также школьные учителя истории) будут сыты, и овцы, то бишь золотые тельцы на счетах всех заинтересованных граждан, приплодятся. Такое вот резюме.

Рецензия: В. Распопин