драма Продолжительность: 138 Аргентина - Бразилия - США 2003 Режиссер: Эктор Бабенко Продюсер: Эктор Бабенко Сценарий: Виктор Навас,
Фернандо Бонасси, Эктор Бабенко В ролях: Родриго Санторо, Луис Карлос Васконселос, Иван де
Альмейда, Милтон Гонсалвеш, Мария Луиза Мендоса, Кайо Боат и др. Музыка: Андре Абуямра Оператор: Вальтер Карвальо
25.10.2004
Новый фильм редко снимающего мэтра латиноамериканского кино Эктора
Бабенко оказался на уровне его классических работ, несмотря на то, что
снят на исхоженную вдоль и поперёк Голливудом и не Голливудом тему
тюряги.
И что ж что тюряга не штатовская и не наводит в ней порядок
супергерой какого-нибудь Сталлоне? Честное слово, без Сталлоне всё
естественнее, куда более драматично и ничуть не менее захватывающе! Ведь
тюряга - мир, страна в стране, жизнь в жизни. И каждый обитатель тюряги
- мир, судьба, личность, наконец. Человек. Даже если в прошлом он
убийца, вор, насильник, а в настоящем - мужеложец, наркоман, носитель
СПИДа. Всё равно - человек. Тем и интересен. А тюрьма для человека - не
место. Хотя он и обжил её, как родной дом, несмотря на то, что его,
человека, здесь не любят, человеком не считают.
Впрочем, мы не в Голливуде, как уже было сказано. И смотрим не
боевик, а драму, да какое там драму - едва ли не шекспировской силы
трагедию, разве что не в стихах. И вот, значит, никаких особенных
физических издевательств тюремщики над заключёнными не учиняют. Дело
обстоит хуже, или правильнее сказать - печальнее. Преступников просто
содержат, как скот. Именно: они для тюремщиков (а те - не головорезы
какие-нибудь, но всего лишь обыкновенные исполнители воли (или безволья)
надолго (а то и навсегда) забывшего о былых своих членах общества) - не
люди и не нелюди. А нечто. Как раз вроде скота (в подтексте возникает,
конечно же, и памятная гуманистическая формула из "Человека, который
смеётся" В. Гюго: "Любите друг друга, скоты!"). А скот он и есть скот:
его можно подлечить, послав для того интеллигентного, но и не способного
на подвиг самоотречения во имя гуманизма доктора; его можно и в убоину
превратить в одночасье, направив в взбунтовавшуюся тюрягу (напомню -
страну в стране, автономный городок в городе Сан-Пауло, да, впрочем,
какая разница - именно в Сан-Пауло или ещё где) роту спецназовцев...
Всё можно в нашем странном мире, где "хорошо" отличается от "плохо"
только тем, что первое обитает за границами тюрьмы Карандиру, а
последнее - во внутреннем её дворе. Может, потому и добренький Айболит,
заинтересованно-доброжелательно выслушивающий исповеди зэков да
пользующий их болячки чем может - сочувственным словом и зелёнкой -
именно потому и не сделает ничего неожиданного, а накануне спонтанно
вспыхнувшего бунта благополучно уедет домой на выходные... Уедет -
потому что, наслушавшись исповедей (фильм, собственно, и построен на две
трети как вереница новелл, рассказываемых узниками доктору, отчего нет в
картине главных героев, все ведь люди и все - скоты, оттого же и
невозможно выделить среди прочих отдельных актёров: все - в своём роде
единственны и в данном тексте незаменимы), понимает: между Сан-Пауло и
тюрьмой Карандиру, между правыми и виноватыми никакой существенной
разницы нет. Ведь вот и в городе, и в тюрьме не только совершают
ужасающие преступления обычные вроде бы люди, но и - в Карандиру, как в
Сан-Пауло - те же люди жертвуют собой за ближнего, влюбляются, женятся,
раскаиваются - пусть странные это женитьбы, пусть вынужденные это
раскаяния.
А когда, после "родительского дня", во время которого внешний
Сан-Пауло вольётся во внутренний и станет уж совершенно ясно, что все мы
одинаковы и все - обречены, когда, действительно и логично, обрушится
этот мир в мире, когда взорван будет тюремный квартал после поголовного
истребления его обитателей спецназом, когда угаснут на экране
обязательные для политкорректного (а иного теперь не бывает, в
особенности ежели в проект вложены средства голливудских со-продюсеров)
и стремящегося к документальности кинематографа титры: мол, слава Богу,
в 199... году этот реально существовавший ад был наконец-то срыт с лица
нашей грешной, но не безнадежной земли, - никакого хэппи энда на самом
деле не будет - ни вообще, ни даже в сознании непродвинутого зрителя,
потому что хоть и уничтожена Карандиру, да ведь ясное ж дело (про то и
наш роман): "Дания - тюрьма". Какой была, такой и осталась. А люди в ней
- актёры, но самый главный артист - мир, в котором мы живём, который
построили и продолжаем громоздить, снося лишь наиболее одиозные здания,
да прежде всего не потому что в них жить неудобно, а потому что шибко уж
там накурено и крыс развелось - просто ступить соседям некуда.
Если вы не мальчики с колой и попкорном, посмотрите своими глазами.
По-моему, это самая что ни на есть подлинная классика и самый что ни на
есть настоящий, подзабытый уже кинематографом гуманизм.