драма Продолжительность: 108 США 1961 Режиссер: Уильям Уайлер Продюсер: Уильям Уайлер Сценарий: Джон Майкл Хэйс (по
пьесе Лилиан Холман) В ролях: Одри Хепбёрн, Ширли Маклейн, Джеймс Гарнер, Мириам Хопкинс, Фэй
Бэйнтер, Карен Балкин, Вероника Картрайт, Мими Гибсон, Дебби Молдоу,
Дайан Маунтфорд и др. Музыка: Алекс Норт Оператор: Франц Плейнер
23.08.2004
В середине 30-х, в фильме "Трое" Уильям Уайлер уже обращался к этой
пьесе Лилиан Холман. Вероятно, что-то не устраивало его в прежней
экранизации, а может быть, знаменитый постановщик остросоциальных картин
и великий мастер работы с актёрами просто увидел в тандеме Хепбёрн -
Маклейн возможность создать бестселлер. Как бы то ни было, превосходный
во всех отношениях фильм "Детский час" успеха не имел - ни у зрителей,
ни у критиков. Что касается всегда ангажированных критиков, всё понятно
- слишком по тем временам, когда на выступления мастеров искусств ещё
обращали внимание, жёсткие вещи сказал об Америке и американцах Уайлер.
Зрители же... О них чуть ниже.
Фильм "Детский час" рассказывает историю двух молодых женщин, Карен
(О. Хепбёрн) и Марты (Ш. Маклейн), открывших в провинциальном городке
частную школу и облыжно обвинённых одной из учениц в лесбийских
взаимоотношениях. Все нувориши, чьи дети учились в школе, ополчаются
против несчастных подруг, они проигрывают дело в суде и лишаются
возможности преподавать. К финалу истина выясняется, и городок,
издевавшийся над несчастными женщинами, готов принести им извинения,
однако поздно: порывистая и действительно безответно влюблённая в Карен
Марта кончает жизнь самоубийством, а гордая Карен, утратившая и подругу,
и возлюбленного, и веру в людей, навсегда покидает местечко.
Подобного рода психологические драмы давно и, кажется, навсегда
перестали интересовать Голливуд, потому смотрятся сегодня с особенным
интересом. Блестящие мизансцены, обилие, даже изобилие крупных планов,
отточенные диалоги, дающие возможность раскрыться не только исполнителям
главных ролей, но и всем остальным участникам действа, безошибочный
подбор актёров, каждый из которых создает психологически и социально
точный, запоминающийся образ, откровенное соперничество Одри Хепбёрн, в
этом фильме впервые сыгравшей глубоко драматическую роль, и Ширли
Маклейн, великолепная работа всех исполнителей возрастных ролей,
наконец, гениальная - другого слова не подберу! - игра маленьких
девочек, со всей очевидностью сумевших "перетянуть на себя одеяло" в
конкуренции с первостепенными звёздами экрана, умная и печальная сатира
на мещанскую сущность нашей жизни... И такой фильм - настоящая классика!
- провалился в прокате?
А, с другой стороны, именно такие-то фильмы и должны проваливаться.
Слишком ясно даже и мещанину (мещанину тем более - нутром чует!), над
кем смеётся и кого оплакивает Уильям Уайлер в "Детском часе". Всех нас
он оплакивает и над всеми нами смеётся, ибо богов нет, герои спят в
курганах, остались мы, люди просто приятные и приятные во всех
отношениях.
Посмотрите картину обязательно, она не о том, что рекламируется на
коробке, - в ней даже и слово-то это - лесбиянка - ни разу не
прозвучало. Она, картина, о подленькой, даже не местечковой американской
- общечеловеческой сущности, о маленьких наших душонках, если и
способных на раскаяние вообще, то тогда только, когда это раскаяние уже
никому не нужно. Но даже и таких, постфактум раскаявшихся, среди нас ой
как мало!..