комедийный детектив Продолжительность: 109 США 1963 Режиссер: Стэнли Донен Продюсер: Питер Стоун, Марк
Бем Сценарий: Стэнли Донен В ролях: Одри
Хепбёрн, Кэри Грант, Уолтер Мэттоу, Джеймс Кобурн, Джордж Кеннеди,
Доминик Мино, Жак Марин и др. Музыка: Генри Манчини Оператор: Чарлз Лэнг, мл
23.08.2004
Все мы, без сомнения, помним забавный и грустный эпизод из фильма
Эльдара Рязанова "Ирония судьбы", эпизод, в котором незадачливый Ипполит
просит потереть ему спинку, сидя в ванне в пальто и зимней шапке. Ещё бы
не помнить - это ведь наша классика! Однако мало кто знает (не знал и
ваш рецензент, пока не посмотрел "Шараду"), что прелестный этот эпизод
не что иное как прямая цитата из картины Стэнли Донена (допускаю,
впрочем, что и Донен, в свою очередь, тоже кого-то цитировал),
очаровательной детективной комедии, собравшей превосходный актёрский
состав.
В этом фильме с туго закрученным сюжетом и обилием фарсовых
эпизодов рассказывается история милой и немножко нелепой француженки,
вернувшейся в Париж с альпийского фешенебельного курорта лишь затем,
чтобы оказаться без мужа, без дома, без гроша да мало того преследуемой
группой то ли действующих, то ли отставных агентов ЦРУ, то ли просто
ловких мошенников, ищущих четверть миллиона долларов, похищенных у них
её покойным мужем - опять-таки то ли таким же шпионом, то ли таким же,
как они, проходимцем. Вряд ли женщина смогла бы противостоять алчным
искателям сокровищ, если бы ещё на курорте не встретилась с пожилым
импозантным... Кем, опять же - рыцарем, членом шайки, вором-одиночкой?
"Шарада" - столько же триллер, сколько романтический фарс, столько
же комедия положений, сколько история любви двух одиноких людей,
замечательно разыгранная, с одной стороны, всегда очаровывающей своей
нетипичностью для Голливуда Одри Хепбёрн, с другой - напротив типично
голливудским актёром-идолом Кэри Грантом. Впрочем, Гранту здесь уже лет
60, оттого смотреть за их "романом" с 30-летней Хепбёрн особенно
интересно. Тем более, что герои, естественно, преодолевшие все
препятствия, устранившие всех конкурентов и отыскавшие похищенные мужем
деньги, так за весь фильм ни разу и не поцеловались, хотя "между строк"
эротики в картине предостаточно.
Филигранный, классический в своём жанре фильм. Немудрено, что его
цитируют, немудрено, что недавно на экраны вышел римейк ("Правда о
Чарли", реж. Джонатан Демми - см. рецензию на нашем сайте), кстати, тоже
очень симпатичная лента, с французским шармом, но за отсутствием актёров
уровня Гранта и Хепбёрн оригиналу всё же уступающий.
В заключение процитирую небольшой фрагмент из книги Дианы Мейчик
"Одри Хепбёрн: интимный портрет" (М.: Захаров; Вагриус, 1998. С. 179),
полагая, что читателя позабавит описание нравов и заинтригует несколько
парадоксальное, но, пожалуй, совершенно верное заключение.
""Кэри очень переживал разницу в возрасте, - вспоминала Одри. -
Когда начались съёмки, ему было пятьдесят восемь, а мне - тридцать три.
Но я часто играла героинь на несколько лет моложе меня, и он боялся, что
если между нашими героями по ходу действия завяжется настоящий роман,
его могут обвинить в растлении малолетних. От природы он был наделён
идеальным чувством такта. Питер Стоун ради него изменил свой сценарий,
сделав его ещё смешнее". <...>
"Будь Хичкок способен смеяться над собой, он сделал бы именно такой
фильм", - сказал Рекс Рид".