эпическая драма Продолжительность: 137 Таиланд 2001 Режиссер: Чатричалерм Юкол Продюсер: Хамла Юкол, Фрэнсис Форд Коппола Сценарий: Чатричалерм Юкол, Сунаит
Чутинтарананд В ролях: М.Л. Пьяпас Бхайромбхакди, Сардунью Вондркчанг, Чатчай
Пленгранич, Соранонг Чатри, Джонни Энфоун и др. Музыка: Ричард Харви Оператор: Станислав Дорсич, Игорь Лютер, Анупап Буачен
11.05.2004
Роскошный и несколько тяжеловесный тайский эпос, именно киноэпос, а
не драма как таковая, поскольку на уровне драматургии фильм сделан как
альбом неизменно экзотичных, более-менее живых иллюстраций к
средневековым летописям. Иначе говоря, даётся титр, сообщающий, что
происходило, скажем, в 1528, 1533 или 1540-х гг. в Сиаме, а затем
следует подтверждающий эпизод.
История раскручивается вокруг фигуры принцессы Суриотай, по легенде
принесшей себя в жертву во время войны с Бирмой, однако больше
рассказывает не о принцессе, но про её мужа и родственников, всю первую
половину XVI столетия ведших династические войны, практически точно так,
как это было примерно в то же время во Франции или Англии, то есть с
предательствами, заговорами, отравлениями, казнями и прочими кровавыми
подлостями. Если бы не восточная экзотика, не поединки почти голых
субтильных витязей на каких-то немыслимых лезвиях, не войны на слонах,
не мандаринами, короче, если бы кино, да ещё такое роскошное (обратите
внимание на количество главных операторов, большая часть из которых явно
- европейцы) можно было бы смотреть с закрытыми глазами, то и показалось
бы, что вся эта история вышла из-под пера автора "Королевы Марго", для
верности решившего подбавить сюда шекспировских страстей.
Но - эпос, да ещё и по преимуществу военно-политический, значит,
всё происходящее показывается всерьёз, кровь льётся, головы веером летят
с плеч, заранее обречённые наследники трона рождаются, чтобы прожить лет
8 - 10 и быть убитыми вполне половозрелыми дядьями-претендентами,
мужчины калечат друг друга и ни в чём уж вовсе неповинных элефантов,
женщины ждут сколько могут, потом надевают доспехи и тоже идут умирать,
причём все трюки, насколько можно понять неспециалисту, сделаны вживую,
то бишь без использования компьютерных эффектов. Вроде бы, что ж, всё
как надо, всё, как должно быть, в молодом, не жалеющем физических сил
кинематографе азиатской страны, ещё недавно на мировом кинорынке почти
неизвестной.
Беда в том, что за всеми этими династическими пертурбациями, за
всем этим вполне серьёзным отношением авторов фильма к истории и
легенде, за всем этим экранным размахом, воленс-ноленс напоминающим
эпопеи Эйзенштейна и Куросавы, нет адекватной драматургии. Характеры
персонажей линейны, психологическое развитие, даже просто художественно
убедительное оправдание их поступкам отсутствует напрочь, зритель как бы
сам должен понимать: хорошие хороши, плохие плохи. И всё тут. Зато много
крови и экзотики - так чего ж вам ещё? Это уже очень по-американски, и,
видимо, недаром, одним из исполнительных продюсеров в титрах значится
Фрэнсис Форд Коппола.
Каков же вывод? А посмотрите сами, - посмотреть, наверное, всё же
стоит. Если не как драматургически убедительный текст, то, по крайней
мере, в целях самообразования. Я, например, неграмотный, из фильма узнал
кое-что о средневековой восточной истории, так, оказывается, похожей на
европейскую, и сиамском быте. Может быть, что-то полезное для себя
узнаете и вы, если не пожалеете двух с половиной часов вечернего
времяпрепровождения.