Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





СЕРАЯ ЗОНА (THE GREY ZONE)

драма
Продолжительность: 108
Великобритания - США 2001
Режиссер: Тим Блэйк Нелсон
Продюсер: Памела Коффлер, Кристина Вачон, Тим Блэйк Нелсон, Ави и Дэнни Лернер.
Сценарий: Тим Блэйк Нелсон (по собственной пьесе)
В ролях: Дэвид Аркетт, Стив Бушеми, Харви Кейтел, Наташа Леони, мира Сорвино, Дэвид Чандлер, Алан Кордюнер, Камелия Григорова и др.
Музыка: Джефф Данна
Оператор: Расселл Ли Файн


29.03.2004

1944 г., Аушвиц, существование лагеря смерти изнутри. Людей - нет. Человека - нет. Героя, соответственно, тоже. Бог с ним, с героем. Если нет людей - кого жалеть и о чём говорить? Показать сам лагерь смерти как вещь в себе спустя 60 лет, вообразить и изобразить его с позиции сегодняшнего западного человека, до предела устранив из рассказанной истории и то, что называется художеством, и даже публицистику. Этакий древний эпос без автора? Но в эпосе обязателен герой...

В центре рассказа Тима Блэйка Нелсона - более прочная, обеспеченная и продолжительная, нежели у других узников, но оттого и более остранённая, даже для самих участников, "жизнь взаймы" членов зондеркоммандос, то есть физически крепких евреев-узников, чьими руками нацисты избавлялись от "мёртвого мяса" в газовых камерах.

Авторов этого холодного, напрочь не сентиментального фильма, насколько можно понять, занимает, по сути, одна проблема: считать ли предательством коллаборационизм такого вот рода - под страхом смерти. Коллаборационизм ли - поведение центрального персонажа картины, еврейского доктора-"золотые руки", который, трясясь за жизнь сидящих в соседнем блоке жены и дочки, сотрудничает с гитлеровским медиком-мясником в его опытах над человеком? Коллаборационизм ли - без шума, по-свойски, спровадить очередную партию соплеменников в газовую камеру, предварительно освободив жертв от нательного имущества, после чего пить хорошее вино, всласть обедать, курить приличные сигареты и даже приторговывать излишками - в концлагере?

Несмотря на то, что в иных из персонажей пробуждается совесть, несмотря на то, что доктор, рискуя собой и семьёй, укрывает и лечит девушку, чудом выжившую в газовой камере, а зондеркомманда в полном составе готовит и устраивает в финале бунт (неудавшийся, конечно, хоть на дворе уже сорок четвёртый год), несмотря на то, что все бунтовщики и та "счастливица", что стала формальной причиной неудачи сопротивления, получают пулю в затылок, - фильм можно прочитать однозначно: да, коллаборационизм.

И тогда встаёт другой вопрос: такой коллаборационизм считать ли столь же однозначно предательством?

Для того чтобы предаваться по этому поводу сомнениям, надобно бы увидеть на экране человеческую душу. Последней нет в помине, и нет, кажется, принципиально. Если кому из актёров и удалось хотя отчасти это сделать, то лишь Харви Кейтелю. Он, однако, играет, роль немца. Душа его персонажа, старого служаки, больна, лечит он её алкоголем, отчего попадает в зависимость к еврейскому доктору. Всё это, впрочем, не мешает ему пунктуально исполнять свой долг. Как уже было сказано, никаких сантиментов. Все, кто должен быть запытан, запытаны; все, кто должен быть убит, убиты. Финал безысходен: зелёная, заботливо поливаемая полянка усеяна трупами повстанцев, трубы испускают плотный чёрный дым. Что там происходило почти два часа, на экране? Спустя несколько дней и не вспомнишь.

Странный, право, фильм, вроде бы и не антисемитский, но по тому, какие выводы предполагает, по тому, каких типчиков демонстрирует (роль Бушеми, например) и потому, что слишком - до равнодушия даже - отстранённый, холодный, так, вроде бы, и да, антисемитский, и если не антигуманистический, то по меньшей мере а-человечный. А тема-то по заявке - не "Тюряга" со Сталлоне.

Зачем, стало быть, сделан? Чтобы Вторую мировую не забывали? А стоит ли ТАК её помнить?

Какой из всего вывод? Хотите публицистики - смотрите Алена Рене, хотите катарсиса - читайте Василя Быкова. В стране, по-настоящему пережившей Вторую мировую, в стране, для которой она была и навсегда останется Великой Отечественной, фильм Нелсона следа не оставит.

Рецензия: В. Распопин