Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





МАРШ СЛАВЯНКИ

драма
Продолжительность: 97
Россия 2002
Режиссер: Наталья Пьянкова,
Продюсер: Максим Хусаинов
Сценарий: Наталья Пьянкова, Илья Народовой
В ролях: Марина Яковлева, Галина Бокашевская, Александр Богданов, Олег Хусаинов, Илья Народовой, Олег Васильков, Наталья Пьянкова и др.
Музыка: Вадим Пьянков, Кирилл Покровский
Оператор: Вадим Арапов


17.03.2004

Русский солдат бежит из чеченского плена. После полугодовой, душу выматывающей неизвестности его 42-летняя мать-актриса, получив от парня весть о том, что он жив-здоров, находится у хороших людей, но приехать не может, отправляется на поиски. И в дорожной части истории мы смотрим на самих себя глазами обычной женщины средних лет, женщины, утратившей иллюзии, но не потерявшей надежды, смотрим на себя, нынешних, долгие годы живущих в пограничье между прежней и новой историей, в пограничье между войной и миром, на самих себя, не советских и не русских, а каких-то русскоязычных, превратившихся во что-то вненациональное и деклассированное, тоже утративших иллюзии, а, может быть, и надежды. Но и что-то глубинно человеческое, жалость, сочувствие, всё же сумевшие сохранить, лучше сказать - сокрыть до востребования. И когда свет страдания доходит до этих тайников, мы оказываемся способны на сострадание, даже на самопожертвование.

Социальная драма оборачивается трагической мелодрамой, когда Светлана, пройдя нелёгкие испытания, находит сына, спасённого и пригретого её ровесницей, русской же, в прошлом - женой кавказца. Ольга - так зовут любовницу юноши - тоже мать, и, может быть, её трагедия страшнее драмы Светланы. Ровесник русского солдата, сын Ольги Руслан, красавец-полукровка и король пляжа - ВИЧ-инфицированный наркоман. Парней, каждый из которых по-своему кавказский пленник, каждый из которых по-своему человечен, по-своему жесток, разделяет отчасти этническая неприязнь, в большей степени эгоистическая жалость к самим себе, ревность, общая дикость бытия и нелепость домашней ситуации, но главное - разность - при известной схожести - судеб, разное воспитание, разные, полярные даже представления о совести и долге.

Истерическое состояние, в котором и без того находились Ольга, Руслан и и сын Светланы, достигает пика и взрывается с приездом матери солдата. Долгая страшная сцена хмельного выяснения взаимоотношений завершается дракой парней и поножовщиной. А далее наступает катарсис, вызванный необходимостью спасать раненого Руслана, далее вечный кавказский пленник (ибо ведь и в постели Ольги он, потерявший боевых товарищей и не могущий себе простить теперешнего бездействия, выглядящий в собственных глазах дезертиром, заливающий тоску и муки совести водкой, тоже был в плену) сдаётся патрулю, быть может, в новый плен, а Светлана уезжает домой. Провожающая её Ольга кричит вслед удаляющемуся поезду: "Я беременна!"

С чем бы ни возвращалась домой после страшного марш-броска славянка, после этого признания она не может не открыть любви женское сердце. Она, мать солдата, прощает Ольге её запретную позднюю страсть и отдаёт невестке (?) единственную святыню - фотографию сына, с которой не расставалась всё время разлуки. Ведь теперь у неё, сохранившей надежду, есть куда большее - прощение враждебному миру и обретённая любовь. Нетипичная в наше эгоистическое время, "достоевская", страдальческая, настоящая христианская любовь.

И в этой любви она, Светлана, становится просветлённой, становится по-настоящему Светлой - так и называет её другой молодой спутник на чужбине, тоже человек с изломанной судьбой, бывший ленинградец, похоронивший себя в Афганистане, а здесь, на Кавказе, живущий то ли как юродивый, то ли как отшельник. И героиня (а вместе с ней и мы) - поняв и приняв чужую боль, чужую трагедию, сделав чужую судьбу своей, возвращается домой как победительница. Ей есть кого ждать, есть во что верить, есть на что надеяться, есть для чего жить.

А нам... нам есть за что бороться, ведь потерянное поколение не потеряно до конца, если за нами стоят наши матери. Ведь жизнь, как сказал Моцарт, прекрасна, даже когда по лицу текут слёзы. Может быть, тогда-то именно и прекрасна.

Замечательная психологическая драма, не по-женски жёсткая, но по-женски благородная, музыкальная и превосходно разыгранная всеми участниками. Посмотрите фильм Натальи Пьянковой - я обращаюсь не только к женщинам, но ко всем, кто сокрыл в глубине себя способность к состраданию. Посмотрите "Марш славянки", фильм замечательный во всех отношениях, хотя бы даже уже тем, что в нём есть герои и статисты, но нет так называемых героев второго плана, ибо все судьбы важны, ибо каждый живой человек - единственный и потому главный (и так именно все актёры исполняют свои роли), высокий фильм, который не то что не портят, а, наоборот, украшают и мелодраматичность и даже некоторая (но обыгранная так, что не кажется вторичной) схожесть сюжетной ситуации со старым, как помнится, матвеевским фильмом "Любовь земная". Посмотрите обязательно!

Рецензия: В. Распопин