Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КРАСОТА ПО-АНГЛИЙСКИ (STAGE BEAUTY)

драма
Продолжительность: 105
Великобритания - Германия - США 2004
Режиссер: Ричард Эйр
Продюсер: Роберт Де Ниро, Джейн Розенталь
Сценарий: Джеффри Хатчер (по собственной пьесе)
В ролях: Билли Крудап, Клэр Дэйнс, Том Уилкинсон, Руперт Эверетт, Бен Чаплин, Хью Бонневилл, Ричард Гриффитс, Эдвард Фокс, Зое Тэппер и др.
Музыка: Джордж Фентон
Оператор: Эндрю Данн


18.01.2005

Любопытный по задумке и тщательно проработанному историческому антуражу фильм о том, какие человеческие трагедии порождает по сути любое исправление человеческой же несправедливости. Социальный прогресс, безусловно, необходим. И он, безусловно, рано или поздно осчастливливает большинство. При этом меньшинство столь же безусловно оказывается за бортом горделиво уплывающего в будущее общественного корабля.

Таковое меньшинство представлено режиссёром Ричардом Эйром и драматургом Джеффри Хатчером в лице реально существовавшего в эпоху Карла II талантливого актёра на женских ролях Неда Кинастона. Прошедший долгую трудную выучку, ныне несравненный исполнитель Дездемоны, любимец публики и любовник изнеженных аристократов, он в одночасье теряет всё, когда в 1660 г. женская эмансипация добивается первого успеха, и его молодая, честолюбивая, обожающая театр, но лишённая красоты и - главное - артистического таланта костюмерша с лёгкостью занимает его место и срывает овации только потому, что она - женщина, только потому, что пришло новое время и идея понравилась монарху. И теперь одарённому вертопраху, решительно не понимающему, чем же привлекает публику эта дурно играющая женщину женщина, предстоит либо затеряться в бедности и безвестности, либо, преодолев себя самого и рок истории, вернуться на подмостки уже не Дездемоной, а Отелло. Но как этого добиться, если от мужчины в тебе гораздо меньше, чем от женщины?..

История показательная и, в общем-то, далеко не единственная. В сущности, то же самое переживали три четверти века назад едва ли не все кинематографисты, когда в кино пришёл звук. Несколько гениальных и сильных духом художников справились с этим роком, но то были считанные единицы...

Герой "Сценической красоты", или, скорее, "Искусственной красоты" (так, вероятно, следовало перевести на русский язык название картины, а "Красота по-английски" - рекламная глупость, бесцельно отсылающая покупателя видеокассеты к голливудской семейной драме совсем из другой оперы) сумел выжить. Как - зритель узнает сам, посмотрев новый фильм. Я же скажу лишь, что это "как" выглядит не слишком убедительно, вследствие непременного для сегодняшнего кинематографа стремления к политкорректности, чтоб, не дай Бог, никого не обидеть: ни большинство, ни меньшинство, ни собаку дворника. В результате, как уже было сказано в начале, интересный по задумке и дотошно и дорого исполненный в плане аксессуаров (костюмы, грим, музыка и проч.) фильм смотрится хорошо, но не трогает и вряд ли запомнится надолго, поскольку личная трагедия и социальная драма низведены до комической драмы, а то и мелодрамы. В итоге страдает даже недюжинная актёрская работа Билли Крудапа, вынужденного, так сказать, снижать трагический накал, разбрасываясь между социальным протестом и творческим негодованием, привычными для его персонажа гомосексуальными постельными утехами и непривычным, а потому, честно говоря, кажущимся неубедительным стремлением к плотскому покорению соперницы. Я уж не говорю о совершенно шаблонной героине Клэр Дэйнс и по-голливудски линейных персонажах прочих исполнителей, задействованных в этом фильме, кажется, лишь для численности.

Тем не менее познакомиться с картиной Ричарда Эйра и Джеффри Хатчера всё же стоит, в особенности тем, кто любит театр и интересуется одним из самых интересных периодов в его истории.

Рецензия: В. Распопин