драма Продолжительность: 105 Великобритания - Германия -
США 2004 Режиссер: Ричард Эйр Продюсер: Роберт
Де Ниро, Джейн Розенталь Сценарий: Джеффри Хатчер (по собственной
пьесе) В ролях: Билли Крудап, Клэр Дэйнс, Том
Уилкинсон, Руперт Эверетт, Бен Чаплин, Хью Бонневилл, Ричард Гриффитс,
Эдвард Фокс, Зое Тэппер и др. Музыка: Джордж Фентон Оператор: Эндрю Данн
18.01.2005
Любопытный по задумке и тщательно проработанному историческому
антуражу фильм о том, какие человеческие трагедии порождает по сути
любое исправление человеческой же несправедливости. Социальный прогресс,
безусловно, необходим. И он, безусловно, рано или поздно осчастливливает
большинство. При этом меньшинство столь же безусловно оказывается за
бортом горделиво уплывающего в будущее общественного корабля.
Таковое меньшинство представлено режиссёром Ричардом Эйром и
драматургом Джеффри Хатчером в лице реально существовавшего в эпоху
Карла II талантливого актёра на женских ролях Неда Кинастона. Прошедший
долгую трудную выучку, ныне несравненный исполнитель Дездемоны, любимец
публики и любовник изнеженных аристократов, он в одночасье теряет всё,
когда в 1660 г. женская эмансипация добивается первого успеха, и его
молодая, честолюбивая, обожающая театр, но лишённая красоты и - главное
- артистического таланта костюмерша с лёгкостью занимает его место и
срывает овации только потому, что она - женщина, только потому, что
пришло новое время и идея понравилась монарху. И теперь одарённому
вертопраху, решительно не понимающему, чем же привлекает публику эта
дурно играющая женщину женщина, предстоит либо затеряться в бедности и
безвестности, либо, преодолев себя самого и рок истории, вернуться на
подмостки уже не Дездемоной, а Отелло. Но как этого добиться, если от
мужчины в тебе гораздо меньше, чем от женщины?..
История показательная и, в общем-то, далеко не единственная. В
сущности, то же самое переживали три четверти века назад едва ли не все
кинематографисты, когда в кино пришёл звук. Несколько гениальных и
сильных духом художников справились с этим роком, но то были считанные
единицы...
Герой "Сценической красоты", или, скорее, "Искусственной красоты"
(так, вероятно, следовало перевести на русский язык название картины, а
"Красота по-английски" - рекламная глупость, бесцельно отсылающая
покупателя видеокассеты к голливудской семейной драме совсем из другой
оперы) сумел выжить. Как - зритель узнает сам, посмотрев новый фильм. Я
же скажу лишь, что это "как" выглядит не слишком убедительно, вследствие
непременного для сегодняшнего кинематографа стремления к
политкорректности, чтоб, не дай Бог, никого не обидеть: ни большинство,
ни меньшинство, ни собаку дворника. В результате, как уже было сказано в
начале, интересный по задумке и дотошно и дорого исполненный в плане
аксессуаров (костюмы, грим, музыка и проч.) фильм смотрится хорошо, но
не трогает и вряд ли запомнится надолго, поскольку личная трагедия и
социальная драма низведены до комической драмы, а то и мелодрамы. В
итоге страдает даже недюжинная актёрская работа Билли Крудапа,
вынужденного, так сказать, снижать трагический накал, разбрасываясь
между социальным протестом и творческим негодованием, привычными для его
персонажа гомосексуальными постельными утехами и непривычным, а потому,
честно говоря, кажущимся неубедительным стремлением к плотскому
покорению соперницы. Я уж не говорю о совершенно шаблонной героине Клэр
Дэйнс и по-голливудски линейных персонажах прочих исполнителей,
задействованных в этом фильме, кажется, лишь для численности.
Тем не менее познакомиться с картиной Ричарда Эйра и Джеффри
Хатчера всё же стоит, в особенности тем, кто любит театр и интересуется
одним из самых интересных периодов в его истории.