Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





НЕСКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ПОРОКА (ДЕЙСТВУЙ, СЕСТРА!) (ENTRE TINEBLAS/DARK HABITS)

чёрная комедия
Продолжительность: 96
Испания 1983
Режиссер: Педро Альмодовар
Продюсер: Луис Кальво
Сценарий: Педро Альмодовар
В ролях: Кристина Паскуаль, Джульетта Серрано, Мариса Паредес, Кармен Маура, Марси Каррильо, Лина Каналехас, Чус Лампреаве, Мануэль Сарзо и др.
Музыка: Кам Эсиана, Чео Фелисиано
Оператор: Анхель Фернандес


19.11.2004

Честное слово, не знаю, при чём тут Бунюэль! Разве что от противного, разве что для того, чтобы оправдать/опровергнуть действием свои же слова, произнесённые Альмодоваром в одном из ранних интервью, мол, мне до автора "Андалузского пса" далеко. Впрочем, может, название "Нескромное обаяние порока" и вовсе выдумка наших прокатчиков - кино-то, похоже, называется "Действуй, сестра!"

И сестра действует, даёт, я бы сказал, сестра. Сначала мачо-любовника на тот свет отправляет, а потом, надув жандармов, смывается в монастырь, где в промежутках между смакованием кокаина с героином читает женские романы, сочиненные соседкой по келье, отбивается от проявлений чрезмерно горячих чувств настоятельницы и разгадывает тайну из дешёвого детектива, попутно (вообразив себя Одри Хепбёрн в обличье Элизы Дулитл) исполняя намеренно дешёвую ариетку. (Кстати, интересно спросить переводчиков от "ЕА", отчего это они переименовали хрестоматийно известную "Мою прекрасную люди" в "Мою дорогую" и вообще заставили выражаться отвязных персонажей раннего альмодоваровского фильма каким-то полубюрократическим языком.)

Нет, ну мы люди начитанные, знаем, конечно, из Дидро и Мюссе, ЧТО там, в монастрях бывает. Но чтоб такое! Чтоб не шибко уж и молодые тётки с говорящими именами (Крыса, Навоз, Змея, Потеря) нюхали, ширялись, воровали, убивали, содержали тигров и вымогали у аристократов деньги на пролонгирование собственного пребывания в публичном доме под названием монастырь - эт-то надо придумать... Это надо сильно родину любить, всё человечество и заодно слезинку ребёнка, чтоб такое наворотить. Просто, как Бунюэль (вот я и догадался, при чём тут классик!) - никто другой и точно, не вспомнится, только у того, в 70-е, перед глазами ещё и правда буржуазия оставалась, а дон Педро, кажется, в упор её не видит. Если, конечно, не считать его приятелей из миры высокой моды. Но те, что ни говори, а всё ж артисты, как и он сам, большой выдумщик и снисходительный критик страстей человеческих.

Так про что фильм "Действуй, сестра!"? Про нескромное обаяние притона, или про безнадёжное дело католической, да и любой другой церкви, пытающейся вышибить клин клином - подавить нижнюю, бесовскую, половину человека посредством унижения половины верхней? Как почти всегда в раннем творчестве Альмодовара - не разберёшь. Да и пытаться не надо. Он, скорее всего, не очень удался драматургически, этот фильм, несмотря на внятную, в общем, задачу, красочность, тигриную экзотику, музыкальную и прочую попсу и талантливых артисток, способных сыграть что угодно дону Педро и не только ему. Он вяловат, этот фильм, распадается на сцены-бусины, не скреплённые крепкой нитью (но не зря, не зря критики окрестили Альмодовара гением эпизода - иные в картине очень хороши), кажется всуе дидактичным, как романы де Сада, да и вообще, как любой сугубо эротический текст, и потому - затянутым.

Так сказать, эпатаж ради эпатажа, мне, дескать, и впрямь далеко до Бунюэля. И так оно и было бы, если бы не одна маленькая деталь: образ сестры Крысы, из которого впоследствии выйдет и персонаж, и весь, куда более сильный, нежели "Действуй, сестра!", фильм "Цветок моей тайны". А это, помимо всего прочего, означает как минимум две вещи: во-первых, настоящий художник умеет учиться на своих ошибках, во-вторых, в творческом хозяйстве мастера ничто достойное внимания не пропадает зазря.

Не думаю, что широкому зрителю так уж необходимо посмотреть эту давнюю ленту Альмодовара, но, с другой стороны, все экзотические аксессуары его кинематографа, без сомнения авторского и поэтического, хоть и сотканного из штампов наизнанку вывороченного масскульта, здесь присутствуют.

Рецензия: В. Распопин