ироническая драма Продолжительность: 116 Германия 2003 Режиссер: Вольфганг Беккер Продюсер: Штефан
Арндт Сценарий: Берндт Лихтенберг, Вольфганг
Беккер В ролях: Даниель Брюль, Катрин Засс, Мария Симон, Чулпан Хаматова,
Флориан Лукас, Александр Байер, Бургхарт Клаусенер, Михаэль Гвиздек и
др. Музыка: Янн Тирсен Оператор: Мартин Кукула
20.07.2004
Милый фильм, аккуратный такой, по-человечески понятный, несмотря на
нелепость исходной ситуации. И весьма культурный. А ещё сочетающий и
драму, и комедию. Именно так. Это не трагикомедия, не высокий жанр, это
смех сквозь слёзы, драма человечности вообще и человеческая комедия, в
частности.
Отец, восточный немец (не все ещё забыли о том, что пятнадцать лет
назад на карте существовали две Германии?), бросает жену и маленьких
детей - сына и дочку, уезжает на Запад и там заводит новую семью. Не
сразу: в течение трёх лет (как это выясняется в конце картины, когда все
семейные тараканы вылезают на свет божий) он постоянно пишет жене, зовёт
её к себе. Женщина тяжело переживает ситуацию и спасается общественной
работой. Что это такое - общественная работа в стране социализма -
многие ещё тоже помнят. Мужчин она превращает в чурбаны, женщин - в
синие чулки. Причём и те, и другие, как правило, перманентно кипят
праведным негодованием. Оно, собственно, и составляет их суть и суть их
работы. Удивительнее всего, что в таких семьях иной раз вырастают
хорошие дети.
Хорошие дети выросли и у героини картины Вольфганга Беккера.
Особенно мальчик. Когда в 89-м - 90-м Михаил Сергеевич распорядился
"отпущать", юноша присоединился к восточногерманским демонстрантам,
двинувшимся к Берлинской стене. До полиции же распоряжение советского
генсека, как видно, ещё не дошло, и она, полиция, принялась
демонстрантов разгонять присущими ей, полиции, способами и методами.
Мать увидела избиваемого сына, получила инфаркт, потеряла сознание и
впала на год в кому. За этот год полицию переубедили, Хонеккера
отправили в отставку, стену снесли, из социалистов сделались
капиталистами, наводнили серые кварталы Восточного Берлина яркими
западными рекламными плакатами, вымыли из обращения дешёвые товары и
проч.
А когда мама, пострадавшая из-за сына, очнулась, тот, во искупление
своей вины и просто из любви к матери, решил воскресить для неё мир, в
котором она жила. В одной квартире. То, как он это делает, смешно; то,
почему он это делает - печально.
Бедные, ей богу, люди! Несчастная, ежеминутно могущая умереть от
осознания реальности социалистическая мастодонтка, замученный поисками
продуктов почившего социализма парень, его одарённый товарищ,
собственноручно изготавливающий для больной программы теленовостей,
которые не только сам сочиняет и снимает, но и исполняет тоже сам,
вынужденная против воли подыгрывать герою сестра, вышедшая замуж за
западного немца и уже, так сказать, вкусившая западных свобод, сам этот
западный немец, ни бельмеса не смыслящий в восточных реалиях, но
соглашающийся играть в авантюру из чистого гуманизма, вышедшие в тираж
старики-соседи, некогда праведно негодовавшие вместе с больной, пацаны,
старательно изображающие из себя пионеров - за сорок марок...
Смешно, грустно, знакомо и до боли правдиво. Чем это правдоподобие
может закончиться? Естественно, прощальным приветствием Владимира Ильича
последней из могикан, вышедшей-таки на улицу, воспользовавшись случайным
отсутствием контроля, как раз в тот момент, когда вертолёт, вылетевший
из "Сладкой жизни" Феллини, переносил над городом фрагмент
демонтированной статуи живейшего из всех живых, вообще-то всегда
делавшего народу ручкой, но в данный момент растерявшегося и ручку-то
уже очевидно протягивающего - к нашей героине: прости, мол, и помоги.
Простит, немцы всем всё прощают. Но не поможет. Самой бы кто помог.
Сын вот пытался, не только социализм для неё одной реанимировал, но и
беглого отца раздобыл. А толку? Он ведь, сын, в сущности, и сам обречён
на недо-жизнь. Все мы, полукровки от социализма, обречены: хотим одного,
любим другое, в третьем воспитаны, четвёртому поклоняемся. Может, потому
ещё и способны на гуманизм. В отличие от законнорождённых буржуа.
Мысль режиссёра благородна, понятна и правильно понята -
действительно, хороший и гуманный фильм с ровным актёрским составом,
отличной операторской работой и запоминающейся музыкой оценён
многочисленными призами кинофестивалей. Пусть "Гуд бай, Ленин!" и не
шедевр, а просто добротное кино о человечности, о неравнодушии - так ли
это мало в сегодняшнем, почти сплошь коммерческом шоу-бизнесе?
Посмотрите, а я, к сожалению, чуть запоздало, но от души благодарю
главного редактора сайта "Культпросвет" М. Расташанского, приславшего
мне картину на DVD ещё весной. Я получил удовольствие, спасибо, Михаил,
надеюсь, моим читателям - и молодым, и пожилым - фильм тоже понравится.