костюмная драма с элементами детектива Продолжительность: 107 Великобритания - Испания 2003 Режиссер: Пол Макгиган Продюсер: Кэролин Вуд Сценарий: Марк Миллс (по роману Барри
Ансуорта) В ролях: Пол Беттани, Уиллем Дэфо, Венсан Кассель,
Брайфн Кокс, Джина Макки, Йоэн Бремнер, Саймон Макбёрни, Эльвира Мингес,
Джейм Космо и др. Музыка: Эдриан Ли, Марк Манчина Оператор: Питер Сова
12.07.2004
Многое, очень многое напоминает этот фильм: и "Имя розы", и
"Капитана Фракасса", и отчасти "Седьмую печать" Бергмана, и - в эпизодах
с крупными планами У. Дэфо - "Последнее искушение Христа", но в основе,
разумеется, лежит сцена "Мышеловка" из "Гамлета", а также производные от
неё тексты (например, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" П. Стоппарда).
Изобилие культурных отсылок и полижанровость (а "День расплаты" - и
драма, и костюмный триллер, и историко-политический детектив), впрочем,
не делают картину заведомо вторичной постмодернистской мозаикой. Это
очень мрачный и очень цельный текст-матрёшка, рассчитанный и на простого
зрителя, доверчиво следящего за крепко закрученными перипетиями сюжета,
и на интеллектуала, с удовольствием воспринимающего эту ленту в
контексте произведений-предшественников.
Сюжет коротко в следующем. 1380 г., середина Столетней войны,
период, когда англичане утратили почти все свои французские владения, а
король Ричард II находится в зависимости от жестокого и извращённого
герцога де Гиза. Молодой деревенский священник (великолепная роль Пола
Беттани), застигнутый мужем-рогоносцем на месте преступления, в отчаянии
убивает соперника и вынужден спасаться бегством. На большой дороге он
встречает труппу бродячих артистов и не без труда примыкает к ней. У
маленького коллектива, разумеется, множество проблем: от странной смерти
бывшего руководителя до сломанной оси телеги, вследствие чего вконец
обнищавшая труппа вынуждена остановиться в норманнской деревне, где, так
сказать, при пороге встречается с процессом против ведьмы (очевидная
отсылка к "Седьмой печати"), якобы ограбившей и убившей местного
паренька. Вскоре оказывается, что таких пареньков убито уже несколько,
что приговорённая к повешению - несчастная глухонемая, что к этому делу
проявляет нездоровый интерес не только судья, но и настоятель местного
монастыря, что, наконец, здесь же находится ставка Роберта де Гиза.
Преступивший закон Божий и человеческий расстрига, мучимый совестью
за собственное преступление, не может допустить людской несправедливости
к несчастной страдaлице, возможно, напомнившей ему о былой любви и как
бы зеркально отобразившей его собственные горести, и пускается в
расследование на свой страх и риск, мало того, втягивает в это дело
старшего труппы (столь же блистательная роль Уиллема Дэфо), который
осуществляет попытку изменить общественное мнение с помощью постановки
оригинальной пьесы - той самой "Мышеловки", о которой все мы помним из
"Гамлета".
Детектив и драматический триллер увенчиваются если и не высокой
трагедией, то самой настоящей драмой, когда в реальное психологическое
противостояние с роком в лице заезжих актёров оказывается вынужден
вступить сам де Гиз (еще одна замечательная актёрская работа - Венсана
Касселя).
Превосходный, мрачный, преимущественно ночной фильм, в котором
удивительно гармонично сочетаются историзм и выдумка, цитаты из
классических текстов (например, эпизод с посещением двумя главными
героями тюрьмы, где содержится "ведьма", заставляет вспомнить и "Страсти
Жанны д' Арк" Дрейера, и упоминавшуюся уже "Седьмую печать" Бергмана, и,
конечно же, гётевского "Фауста") и захватывающий сюжет, крупные планы,
напоминающие ренессансный портрет, и дорожные панорамы, отсылающие
одновременно к старой живописи как таковой и к киноживописи таких
мастеров, как О. Уэллс и Г. Козинцев. Не меньше впечатляет оригинальная,
печальная и тревожная, музыка, контрапунктом сопровождающая героев и
зрителей этой безысходной одиссеи. Но главный герой, тот, перед кем
невозможно не склонить с благодарностью головы, конечно же, Пол
Макгиган. Такой режиссёрской работы я лично давно не видел - куда там
Жан-Жаку Анно, с его полуголливудским "Именем розы"!..
Рекомендую "День расплаты" как лучший, на мой взгляд,
историко-драматический триллер последних лет, как многослойный стройный
художественный текст, как один из лучших образцов европейского
кинематографа всем взрослым зрителям, но прежде всего зрителям грамотным
и серьёзным, ищущим в кино не развлечения, а искусства и повода для
размышлений.