Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ОЛИМПИЯ (ОЛИМПИАДА) (OLYMPIA)

документальный эпос
Продолжительность: 203
Германия 1936
Режиссер: Лени Рифеншталь
Продюсер:
Сценарий:
В ролях:
Музыка: Герберт Виндт
Оператор: Ханс Эртель, Вальтер Френтц, Гуцци Лантшнер, Хайнц Яворски, Курт Нойберт и др.,


04.06.2004

Второй великий фильм Лени Рифеншталь, в котором она воспела красоту человеческого тела, мужество, всегерманскую мечту, её божеств, вдохновителей и исполнителей, осенённых приветствием высшей силы в лице Адольфа Гитлера. Этот почти четырёхчасовой документально-художественный эпос стал образцом для всех, кто снимал, снимает и будет снимать кино о спорте, а в неменьшей мере и для тех, кто показывает спорт на малом экране.

Коротким, исполненным сдержанного достоинства приветствием Гитлер открывает Олимпиаду, которой сопутствовали скандалы, отказы от участия и в которой, несмотря ни на какие надежды и заклинания с высоких трибун, немцам не удалось победить американцев. Приличествующие случаю голуби в облачном небе, красавцы атлеты, несущие олимпийский факел от Афин до Берлина, возжигание огня на берлинском стадионе под огромным знаком свастики. Соревнования, показанные столь подробно, что производят впечатление репортажа.

Но нет, всё снималось и переснималось (например, соревнования прыгунов с шестом, длившиеся с утра до глубокой ночи, доснимались и даже переснимались на следующий день... Да, люди были скромнее, шли навстречу художнику. Вот бы кто сейчас решился попросить олимпийских призёров, этих не столько уж спортсменов, сколько звёзд шоу-бизнеса, попрыгать заново полдня, уже после того, как они распределили между собой медали - так просто, поиграть в олимпийские соревнования - а мы, мол, пока вас ещё раз как следует снимем!..) Всё - десятки и сотни километров плёнки, снятой десятками операторов со специально построенных вышек, из специально выкопанных рядом со спортивными снарядами ям - монтировалось и перемонтировалось почти два года. Благодаря фильму мы их теперь знаем в лицо, помним, олимпийских чемпионов 1936 года, более того - мы знаем и понимаем, что такое спорт, потому что фройляйн Рифеншталь, в отличие от её главного заказчика, были, кажется, совершенно неинтересны результаты - её захватывал процесс, борьба, красота борьбы и человеческого тела, тела и духа, их возможности. И тут ведь уже действительно совершенно всё равно - грациозный ли мулат (недолюдь, по мнению всё того же главного заказчика) пробежал быстрее всех стометровку или рельефная белокурая бестия из великой Германии, той, что превыше всего, зашвырнула свой снаряд дальше прочих.

Когда смотришь на эти умело скомпонованные спортивные соревнования, каждое из которых завершается как подвиг тела и духа, соревнования, рождённые (в этом контексте) не столько реальной античностью, сколько античной мифологией (римские копии древнегреческих статуй богов и атлетов даются в разных ракурсах, сталкиваются, как бы оживляются, а затем и в самом деле оживают, постепенно приобретая черты современных картине спортсменов), когда (это сегодня-то!) с замирающим от восторга сердцем следишь за снятым рапидом с какой-то совершенно невообразимой точки (да прямо с вышки, откуда прыгает спортсмен - так что камера не только сопровождает грациозный полёт тела, но и позволяет видеть сосредоточенный взгляд прыгуна) прыжок в воду, нет, не в воду, и не прыжок - полёт в облака, исполнение вечной человеческой мечты, когда видишь, чего стоят людям и лошадям, буквально облепленным грязью, конные соревнования, - понимаешь, что такое мужество, что такое воля, что такое триумф воли.

В отличие от "Триумфа воли", документального эпоса Рифеншталь о VI съезде НСДАП, столь же триумфально прошедшая по экранам мира "Олимпия" после войны была не то чтобы запретной - лишь не слишком желательной. Такой остаётся, пожалуй, и сегодня. Почему? Да потому что в паре с "Триумфом..." сильнее всяких заклинаний с высоких трибун действовала на массы, уже оглушённые, уже введённые в мистический экстаз волей Гитлера. Ведь кино - самое массовое из всех искусств, самое доступное, самое-самое. Тем более кино о спорте.

Совсем недавно картина вышла у нас на лицензионной кассете. Посмотрите, не пожалейте четырёх часов. Мистицизм уживается здесь с отстранённостью, обыденное остраняется, физическое одухотворяется, а всё вместе - фюрер и голуби, облака и прыгуны, шестовики и измученные кентавры, вкупе с нашим знанием о том, что всему этому предшествовало и что воспоследует, - захватывает сильнее, чем самые свежие спортивные состязания. "Олимпия" - не кино о спорте, не кино о политике, даже не кино о человеческих возможностях. Хотя она рассказывает и об этом. "Олимпия" - античный эпос, как бы спетый гениальным готтским Гомером, нечто в духе оссиановых поэм, столь же убедительное, сколь и искусственное. А раз так, то это лучший из всех возможных учебник по киноискусству. Посмотрите - и убедитесь сами: кино и телевидение вышли из этой "Шинели".

Рецензия: В. Распопин