мелодрама Продолжительность: 120 Италия - Франция - Великобритания 2003 Режиссер: Габриэле Муччино Продюсер: Доменико Прокаччи Сценарий: Габриэле Муччино, Хейдрун
Шлееф В ролях: Фабрицио Бентивольо, Лаура Моранте, Моника
Беллуччи, Сильвио Муччино, Николетта Романофф, Габриэле Павиа, Энрико
Сильвестрин, Альберто Джиминьяни, Сильвия Коэн, Пьетро Тариконе, Аманда
Сандрелли, Блас Рок Рей и др. Музыка: Паоло Буонвино Оператор: Марчелло Монтарси
31.05.2004
Блестящая мелодрама без сантиментов, почти без голливудского
влияния, кроме прочего, включающая в себя историю в истории (театральную
постановку в фильме), филигранно, на высшем уровне драматургически
прописанная, срежиссированная человеком, превосходно разбирающимся в
психологии и отцов и детей, наконец, сыгранная и молодыми, и зрелыми
актёрами выше всяких похвал.
Честно признаюсь, не ожидал, столь же честно скажу: давно такого не
видел, словно бы вернулись времена Феллини и Джерми. Вроде бы обычная
семейная история, история о разваливающейся семье, в которой никто
никого давно не любит, все всем обрыдли, и которую может заново
объединить - да и то лишь на время - только трагедия.
Действующих лиц по сути пять. Отец - стареющий чиновник, двадцать с
лишним лет пытающийся завершить начатый в юности автобиографический
роман, утративший божий дар и радость жизни, подобно множеству мужчин
под пятьдесят кидающийся в последнюю любовь, которая обещает, конечно
же, больше, чем исполнит. Мать - актриса-неудачница, вспыхивающая
вследствие семейного раздрызга последней искрой творческого
противостояния быту и старости и неожиданно добивающаяся успеха на
сцене. Дочь - начисто лишённая сантиментов 17-летняя девица, всеми
силами пытающаяся пробиться если не в кино, так на телевидение. Хоть в
подтанцовку, лишь бы вон из опостылевшей семьи, школы, девственности.
Сын - 19-летний молодой человек, с подростковой психикой, поисками себя
между курением травки, мастурбацией и желанием во что бы то ни стало
добиться взаимности у соседской девушки. Любовница отца -
сногсшибательная красотка, на поверку оказывающаяся заботливой матерью и
несчастной в личной жизни очень милой женщиной сильно за сорок, для
которой писатель-неудачник - не только последняя страсть, но, кажется,
единственная вообще спасительная, придающая смысл существованию любовь.
Каждый из героев в течение фильма произносит фразу: "Когда-нибудь я
докажу вам всем, что стою всех вас вместе взятых". Каждый, в общем, и
доказывает, как и должно быть в мелодраме. Не говорит этого лишь
любовница, а потому, вероятнее всего, единственная и сумеет выполнить.
Финал открыт. Но вполне читаем.
Да, всем членам семьи, прежде всего женщинам, удаётся подтвердить
фразу поступками. Иное дело - и о том, главным образом, картина - какими
способами. Если младшее поколение, лишившись невинности и иллюзий
(каковых, впрочем, слишком много и не имело), добивается в той или иной
мере, теми или иными жертвами поставленной цели, то старшее, несмотря на
разрывы, истерики, несчастные случаи и формальное, но вовсе не
окончательное примирение, неминуемо остаётся у разбитого корыта, хотя, в
отличие от младшего, иллюзии сохраняет. В том великая мудрость жизни и,
быть может, одна из многочисленных тем картины: чем дольше живёшь, чем
больше страдаешь, тем меньше склонен к утрачиванию иллюзий. И не только
потому, что современный горожанин инфантилен до старости. Но потому ещё,
что живая душа не может же не мечтать и вообще, и тем более на пороге...
А мечта - это любовь, другая тема фильма, любовь как последнее
утешение души, и она же как терзающая души иллюзия, ведь нет её - и
жизнь бессмысленна, а есть она - жизнь невозможна.
Любовь и иллюзии как смысл существования не просто всякого
человека, но в особенности всякого творческого человека - третья тема
картины. В том, как они (с одной стороны, любовь и иллюзии, с другой -
творческие и обычные натуры) взаимодействуют и сосуществуют, видится мне
сверзадача этого текста.
Ещё одна тема - мужчины и женщины в сегодняшнем мире. Кто из них
успешней и каков он, сегодняшний мир, на самом деле - мужской или
феминистский. Судя по тому, что именно женщинам удаётся достичь
большего, нежели мужчинам (вообще говоря, персонажам скорее
страдательным, чем успешным), нынешний западный мир безусловно женский.
И наконец, тема противостояния отцов и детей. В нём, опять же как и
должно быть, формально побеждают дети, морально - взрослые. Впрочем,
можно прочесть этот текст и с точностью до наоборот - как посмотреть, на
чьей стороне находиться. Но на чьей бы стороне вы ни находились,
простая, глубокая, философская семейная мелодрама, почти трагикомедия
"Помни обо мне", уверен, не оставит вас равнодушными, иными словами -
заставит находиться на стороне сочувствия и любви. Потому что она, эта
история, и мелодраматична, и правдива, как сама наша жизнь, "короткая
такая". Потому что снята и разыграна естественно, как дыхание, причём
разыграна так всем актёрским ансамблем, каковой смотрится именно как
слаженный ансамбль единомышленников. Даже Моника Беллуччи, воспринимемая
обычно в качестве секс-бомбы, здесь - драматическая актриса с живыми
больными глазами, впечатляющей мимикой, словом, Актриса с большой буквы.
Аплодировать же Лауре Моранте или Фабрицио Бентивольо - ладони отобьёшь,
а уж как играет совсем молодая Николетта Романофф, буквально в одном
кадре преображаясь из стервы в простушку, из угловатой, бездарной,
голенастой карьеристки в восходящую звезду шоу-бизнеса - это просто
песня!
Настоятельно рекомендую вам, уважаемые и прежде всего
совершеннолетние читатели, посмотреть новую ленту Габриэле Муччино,
смешную и печальную, философскую мелодраму без сантиментов - на мой
взгляд, один из лучших образцов подлинно европейского кино последнего
десятилетия.