ЛЕГЕНДА О КРАСНОМ ДРАКОНЕ (RENCONTRE AVEC LE DRAGON)
костюмный мистико-мелодраматический триллер Продолжительность: 103 Франция -
Люксембург 2003 Режиссер: Элен Анжель
Продюсер: Мишель
Сен-Жан Сценарий: Элен Анжель, Жан-Клод Жане В ролях: Даниэль Отой, Серхи Лопес, Эммануэль Дево, Жильбер
Мелки, Питофф, Николя Нолле, Морис Гаррель, Клод Перрон и др. Музыка: Филипп Миллер Оператор: Бенуа Делёмм
11.05.2004
Новый французский костюмный триллер из серии дорогостоящих
мистических игрушек на тему всегда загадочного средневековья. На сей раз
дело обходится без пышного двора Людовиков, события отнесены во времена
первых Крестовых походов и поданы, в общем, в жанре лирико-героической
фэнтази.
История рассказывается (вполне в духе "Имени розы") от лица
Феликса, подростка без роду без племени, очарованного картинками в
украденной им в монастыре книге, повествующей о баснословных подвигах
некоего странствующего рыцаря по прозвищу Красный Дракон. То ли в самом
деле Гийом де Монтабан отмечен знаком Дракона и неуязвим, как герой
эпоса о Нибелунгах, то ли просто сумел выжить, обожжённый в молодые годы
так, что кожа его прикипела к доспехам.
Однажды Феликс на большой дороге встретил своего кумира и набился к
нему в слуги, ожидая научиться рыцарскому искусству и со временем
сделаться таким же прославленным воином. Но, увы, в действительности,
легендарный витязь оказывается совсем не таким, как в книге. Более того,
он сам негодует на сочинителя, так сказать, за приписки и отнюдь не
бросается в бой против превосходящих сил, а странствует, как выясняется,
затем, чтобы найти сбежавшего от Папы Римского любовника - знаменитого
поэта, да ещё опередить в этом "богоугодном" деле своего вечного
противника, вовсе уж беспринципного рыцаря Месполеда. А кроме того,
когда-то Гийом де Монтабан, влюблённый в жену брата, погубил женщину и
превратил её мужа в кабана-оборотня. С такими-то вот иссушающими сердце
грехами-печалями и стремится Красный Дракон выполнить возложенную на
него Папой миссию.
Не стану пересказывать сюжетных хитросплетений, каковых в картине
ещё немало. В целом он смотрится не без некоторого интереса, но и
достаточно при этом легковесно, несмотря на то, что Элен Анжель со всей
очевидностью стремилась сделать своё повествование и эпическим, и
лирическим, и мистическим, и психологическим, как говорится, в одном
флаконе. Такое удаётся редко - жанр не позволяет. Жанр требует
приключений, загадок и поединков, каковые здесь, конечно же,
присутствуют в изобилии. Сие изобилие затушёвывает драматизм, явленный,
пожалуй, только в образе рассказчика, утрачивающего по ходу фильма все
мальчишеские иллюзии. Трагические судьбы прочих персонажей (а они, в
общем-то, все именно трагичны, ибо никак не романтична сама эта
варварская эпоха, что, вероятно, и собирались подчеркнуть авторы), в том
числе и самого де Монтабана, как бы проговариваются для зрителя, но не
проживаются на экране ни самими актёрами, ни теми, кто за ними
наблюдает.
Отсюда и общее впечатление какой-то непродуманности текста,
отсуствия в нём гармонии между сюжетом и содержанием, между
целеполаганием и исполнением, как, собственно, и почти во всех
новомодных кинематографических и литературных вариациях на историческую
тематику, в которых летопись подменяется фантазированием, а трагедия -
мистическим триллером.
Думаю, нет смысла говорить о высоком качестве работы оператора и
художника - в костюмном кино это норма. А вот актёрские работы, увы,
разочаровывают, что и понятно по причине содержательной неразберихи. По
прошествии двух дней после просмотра уже трудно вспомнить лица и типы. В
этом смысле особенно жаль превосходного лицедея Даниэля Отоя, который,
кажется, вовсе не понимает, зачем он попал в это действо, что ему тут
делать и кого, собственно, изображать - негодяя или жертву.
Вывод для меня однозначен - неудача. Для вас - не знаю, может быть,
кому-нибудь и понравится, ведь сколько ни критикуй - всё равно зрелищно.